Отчет о семинаре для специалистов города Хвалынска «Новое Поколение»

/Информационный бюллетень посвященный данному семинару можно скачать в разделе Download/

 

 

Дата: 18.09.2006 – 21.09.2006г.

 

Место проведения: город Хвалынск

 

Целевая группа (специалисты из каких заведений): ГУ Центр «Семья», МОУ СОШ села Сосновая Маза, МОУ СОШ №3, ДДТ – городское научное общество учащихся, МОУ СОШ №2, Хвалынский Детский Дом №3, Школа – интернат,  МОУ СОШ №1

 

Структура программы

1 блок. Социально-психологический тренинг: знакомство с группой, познание и понимание участником самого себя, своих чувств

2 блок. Информационный: совместное обсуждение социально острых тем - наркомания, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, 

3 блок. Методический: обучение методам работы с группой, способам донесения информации, подведение итогов  

 

 Темы занятий для специалистов.

1.        Знакомство, представление программы. Ознакомление с задачами и правилами группы. Понятие личности, самоидентификация.

2.        Понятие «тренинг». Структура тренинга.

3.        Алкоголизм. Отношение к алкоголю.

4.        Наркомания. Почему люди становятся на этот путь и как можно избежать этого?

5.        ВИЧ/СПИД: понятие, пути передачи, основы безопасного поведения.

6.        Завершение работы, подведение итогов

 

Цели и задачи:

 

·                      Обучение специалистов в области профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма из числа психологов, учителей средних школ, социальных педагогов и вожатых

·                      Развитие профессиональной сети профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма в городе Хвалынске

·                      Дать необходимые знания для проведения профилактических тренингов среди подростков

·                      Обеспечить психологов, социальных педагогов и  вожатых школ и других учебных заведений города Хвалынска методическим и практическим материалом для работы с подростками

 

 

Тематический план занятий:

 

    Занятие №1. Представление программы, знакомство. Задачи и правила группы. Понятие личности. 

Этапы

Содержание

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Приветствие

Представление ведущего, презентация программы

Создать дружелюбный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения

 

 

Кратко представляет себя, рассказывает о программе и предстоящей работе

2

 Рефлексия

Что я жду от тренинга, мои опасения.

Целеполагание участников

Ватман, маркеры

Помочь осознать участникам цель своего пребывания

 3

Разминка

"Визитка" (каждый участник начинает с фразы "Меня зовут…, Я занимаюсь…, Мне нравиться…)

Знакомство, сплочение группы

Бейджи

Принимает участие в работе

4

Работа по теме

Правила группы. Для чего нужны правила группы.

 

 

"Интервью"

 

 

 

Кто я5? 10 определений.

Сильные и слабые стороны.

Активное участие всех членов группы, навык совместной работы.

 

Сплочение группы, работа в парах.

 

 

принятие своей личности с "+"  и  "-"

 

 ватман, маркеры

 

 

 

  

 

 

листочки по кол-ву участников

 

Помогает осознать необходимость принятия и соблюдения правил.

 

Учитывает переживания, вызванные в ходе упражнения.

 

Помогает участникам подчеркнуть индивидуальность

5

Работа по теме

Понятие «тренинг», структура тренинга

Лекция о дизайне тренинга, об эффективности тренинга

ватман, маркеры

Принимает участие в работе, дает точную информацию

6

Прощание

Обмен впечатлениями, пожелания.

Завершающее осмысление.

 

Эмоциональная поддержка.


     Занятие №2. Алкоголизм. Отношение к алкоголю.

 

Этапы

Содержание

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Привет

ствие, рефлексия

Обмен впечатлениями о прошлом тренинге

Создать дружелюбный настрой.

 

Высказывает пожелания по дальнейшей работе.

2

Разминка

«Что я чувствую, когда вижу пьяного человека»

Осознание своего отношения к алкоголю, обозначение перехода к теме занятия

 

Принимает участие в работе

 3

Начало работы

Рисунок "Праздник"

Осознание отношения общества к проблеме

Бумага, карандаши

Помнить что рисунок - это проекция

4

Работа по теме

Алкоголизм. Причины алкоголизма.

 

"Весы"

 

 

Лекция, дискуссия.

 

 

Формирование позитивного отношения к  трезвому  образу жизни

 

 

 

Бумага, карандаши

Помогает участникам  осознать причины зависимости и созависимости

5

Завершение занятия

"Пожелания"

Выражать  позитивное отношения к участникам

 

Принимает участие в работе

6

Прощание

Обмен впечатлением.

Завершающее осмысление.

 

Эмоциональная поддержка.

 

     Занятие №3. Наркомания: причины и последствия.

 

Этапы

Содержание

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Приветствие

Обмен чувствами, настроение, ожидания

Вхождение в атмосферу группы

 

 Высказывает пожелания по поводу предстоящей работы

2

Начало работы

Обыграй предмет

Выявление знаний о наркотиках

 Любой небольшой предмет

 Имеет смысл задать серьезный тон

 3

 Разминка

«Мифы» о наркомании (мнение)

Формирует верное представление о наркомании, навык отстаивания собственного мнения

Листы с надписями «согласен», «не согласен», «не знаю»; для ведущего – список «мифов»

 Принимает участие в работе, дает точную информацию

4

Работа по теме

  "Зачем люди употребляют наркотики?

 

Что дают и что отнимают наркотики?

 

Формирование зависимости".

Мозговой штурм

 

 

Лекция  действии, оказываемом наркотическими веществами.

 

 

5

Завершение занятия

"Спасибо, нет!"

 

 

Карта готовности

Формирование умения объективного отказа

 

 

 

Карта

Принимает участие в работе – может высказать свою позицию

6

Прощание

«Я решил, что …»

Саморефлексия

 

Эмоциональная поддержка

 


 

     Занятие № 4. ВИЧ/СПИД: понятие, пути передачи, основы безопасного поведения.

 

 №

Этапы

Содержание

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Привет

ствие, рефлексия

Обмен впечатлениями о прошлом тренинге

 

Анкета «вход» 

Создать доверительную атмосферу.

 

 

 

 Анкеты

Высказывает пожелания по дальнейшей работе.

 2

 

Работа по теме

"Спорные утверждения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Степной огонь"

 

 

 

Лекция о ВИЧ/СПИДе, путях передачи, способах предохранения

 

Дать возможность осознать собственный взгляд на проблему, а также продемонстрировать влияние стереотипов на формирование мнений и отношений

 

Осознание собственной ответственности за безопасность

 

Дать достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе.

 

Анкеты

Список утверждений

 

 

 

 

 

 

 

Бумага, ручки

 

 

 

 

Ватман, маркеры

Следить за временем и реакцией группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывать эмоциональное напряжение участников

3

Завершение занятия

"Степень риска"

Проверка и закрепление знаний

 

 

4

Завершение занятия

"Безопасное поведение"

Приобретение практического навыка ответственного поведения в ситуации выбора

 Ватманы, маркеры

Эмоциональная поддержка.

5

Прощание

Анкеты «выход»

Обмен впечатлением.

 

Завершающее осмысление.

Анкеты

 

6

Прощание

Обмен впечатлением.

Завершающее осмысление.

 

Эмоциональная поддержка.

 

 

     Занятие №5. Завершение программы, подведение итогов.

 

Этапы

Содержание

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Приветствие

Обмен чувствами, настроение, ожидания

Вхождение в атмосферу группы

 

Создает настрой на предстоящую работу

2

Начало работы

«Диета хороших новостей»

Создание позитивного настроя

 

Обозначить начало занятия

 3

 Разминка

«Ресурсные незаконченные предложения»

Создание позитивного настроя по отношению к себе

Бумага (или бланки с незаконченными предложениями), ручки

Поддержать поиск ресурсов собственной личности

4

Обратная связь

Анкетирование,

«Ладошка»

Поиск новых идей, подготовка ко второму этапу, позитивная обратная связь

Бумага, ручки, анкеты

Создание позитивного настроя, поддержание энтузиазма участников

5

Прощание, обратная связь

Обмен впечатлениями, «что дали мне тренинги»

Пожелания группе и ведущим

Осмысление изменений, которые произошли во время тренингов; позитивная обратная связь

 

Эмоциональная поддержка, выявление желающих принимать участие во втором этапе программы

 

 

Анализ анкет обратной связи

 

Оценка по пятибалльной шкале (средний балл):

Работа ведущих тренинга – 4,9

Насколько оправдались ожидания от тренинга – 4,8

Удовлетворенность результатами тренинга – 5

Уровень организации тренинга – 4,9

 

 

Насколько полно и интересно были изложены и обсуждены темы:

1.                    Знакомство  – 4,8

2.                    Структура тренинга  – 4,9

3.                    Профилактика алкоголизма – 4,7

4.                    Профилактика наркомании – 4,8

5.                    Профилактика ВИЧ/СПИДа – 4,8

6.                    Выход из программы, подведение итогов – 4,8

 

 

 

Наиболее интересные и полезные для работы темы

Структура тренинга, «пирамида усвоения информации» и  практика ведения группы.

 

Сбалансированность форм работы – участники отметили, что теории и практики достаточно

 

Мотивация к применению знаний на практике (средний балл, по 10-балльной шкале)

 

До тренинга

После тренинга

Желание ("я хочу")

4,5

Желание ("я хочу")

8,4

Понимание ("знаю, как")

5,0

Понимание ("знаю, как")

8,6

Возможность ("у меня есть")

4,3

Возможность ("у меня есть")

9,1

Способность, умение ("я могу")

4,0

Способность, умение ("я могу")

8,7

 

 

 

Комментарии

Из  анализа анкет обратной связи можно сделать вывод, что участники тренинга остались довольны его результатами. Наиболее актуальной для специалистов стала тема «Структура тренинга» и темы, связанные с профилактикой социально-опасных явлений.

Разнообразие использованных форм обучения позволило разносторонне подойти к решению вопросов и дало возможность участникам получить специальные знания, умения и навыки. Тренинговые упражнения строились на рефлексии личного опыта участников, дальнейшем их уточнении и коррекции со стороны тренеров, что позволило максимально эффективно усвоить предложенную информацию. Так же этому способствовали практические занятия, которые были ориентированны на формировании практических умений, необходимых в разработке информационных кампаний.

В анкетах обратной связи участники отметили, что уровень знаний, непосредственно связанных с темой тренинга, вырос. Благодаря интерактивной форме обучения, структурированности и сбалансированности форм работы (теория, практика), информация воспринималась проще и интереснее.

Так же респонденты ответили, что 95% информации было полезным

Стоит обратить внимание на выросший процент мотивации и понимания, каким образом реализуется профилактическая деятельность. Данный показатель позволяет спрогнозировать длительную заинтересованность специалистов в продвижении профилактической работы.

 

 

 

Hosted by uCoz