/Информационный бюллетень посвященный данному семинару можно скачать в разделе Download/
Целевая группа (специалисты из каких заведений): ГУ Центр «Семья», МОУ СОШ села Сосновая Маза, МОУ СОШ №3, ДДТ – городское научное общество учащихся, МОУ СОШ №2, Хвалынский Детский Дом №3, Школа – интернат, МОУ СОШ №1
Структура программы
1 блок. Социально-психологический тренинг: знакомство с группой, познание и понимание участником самого себя, своих чувств
2 блок. Информационный: совместное обсуждение социально острых тем - наркомания, алкоголизм, ВИЧ/СПИД,
3 блок. Методический: обучение методам работы с группой, способам донесения информации, подведение итогов
Темы занятий для специалистов.
1. Знакомство, представление программы. Ознакомление с задачами и правилами группы. Понятие личности, самоидентификация.
2. Понятие «тренинг». Структура тренинга.
3. Алкоголизм. Отношение к алкоголю.
4. Наркомания. Почему люди становятся на этот путь и как можно избежать этого?
5. ВИЧ/СПИД: понятие, пути передачи, основы безопасного поведения.
6. Завершение работы, подведение итогов
· Обучение специалистов в области профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма из числа психологов, учителей средних школ, социальных педагогов и вожатых
· Развитие профессиональной сети профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма в городе Хвалынске
· Дать необходимые знания для проведения профилактических тренингов среди подростков
· Обеспечить психологов, социальных педагогов и вожатых школ и других учебных заведений города Хвалынска методическим и практическим материалом для работы с подростками
Занятие №1. Представление программы, знакомство. Задачи и правила группы. Понятие личности.
№ |
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
1 |
Приветствие |
Представление ведущего, презентация программы |
Создать дружелюбный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения
|
|
Кратко представляет себя, рассказывает о программе и предстоящей работе |
2 |
Рефлексия |
Что я жду от тренинга, мои опасения. |
Целеполагание участников |
Ватман, маркеры |
Помочь осознать участникам цель своего пребывания |
3 |
Разминка |
"Визитка" (каждый участник начинает с фразы "Меня зовут…, Я занимаюсь…, Мне нравиться…) |
Знакомство, сплочение группы |
Принимает участие в работе |
|
4 |
Работа по теме |
Правила группы. Для чего нужны правила группы.
"Интервью"
Кто я5? 10 определений. Сильные и слабые стороны. |
Активное участие всех членов группы, навык совместной работы.
Сплочение группы, работа в парах.
принятие своей личности с "+" и "-"
|
ватман, маркеры
листочки по кол-ву участников
|
Помогает осознать необходимость принятия и соблюдения правил.
Учитывает переживания, вызванные в ходе упражнения.
Помогает участникам подчеркнуть индивидуальность |
5 |
Работа по теме |
Понятие «тренинг», структура тренинга |
Лекция о дизайне тренинга, об эффективности тренинга |
ватман, маркеры |
Принимает участие в работе, дает точную информацию |
6 |
Прощание |
Обмен впечатлениями, пожелания. |
Завершающее осмысление. |
|
Эмоциональная поддержка. |
Занятие №2. Алкоголизм. Отношение к алкоголю.
№ |
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
1 |
Привет ствие, рефлексия |
Обмен впечатлениями о прошлом тренинге |
Создать дружелюбный настрой. |
|
Высказывает пожелания по дальнейшей работе. |
2 |
Разминка |
«Что я чувствую, когда вижу пьяного человека» |
Осознание своего отношения к алкоголю, обозначение перехода к теме занятия |
|
Принимает участие в работе |
3 |
Начало работы |
Рисунок "Праздник" |
Осознание отношения общества к проблеме |
Бумага, карандаши |
Помнить что рисунок - это проекция |
4 |
Работа по теме |
Алкоголизм. Причины алкоголизма.
"Весы"
|
Лекция, дискуссия.
Формирование позитивного отношения к трезвому образу жизни |
Бумага, карандаши |
Помогает участникам осознать причины зависимости и созависимости |
5 |
Завершение занятия |
"Пожелания" |
Выражать позитивное отношения к участникам |
|
Принимает участие в работе |
6 |
Прощание |
Обмен впечатлением. |
Завершающее осмысление. |
|
Эмоциональная поддержка. |
Занятие №3. Наркомания: причины и последствия.
№ |
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
1 |
Приветствие |
Обмен чувствами, настроение, ожидания |
Вхождение в атмосферу группы |
|
Высказывает пожелания по поводу предстоящей работы |
2 |
Начало работы |
Обыграй предмет |
Выявление знаний о наркотиках |
Любой небольшой предмет |
Имеет смысл задать серьезный тон |
3 |
Разминка |
«Мифы» о наркомании (мнение) |
Формирует верное представление о наркомании, навык отстаивания собственного мнения |
Листы с надписями «согласен», «не согласен», «не знаю»; для ведущего – список «мифов» |
Принимает участие в работе, дает точную информацию |
4 |
Работа по теме |
"Зачем люди употребляют наркотики?
Что дают и что отнимают наркотики?
Формирование зависимости". |
Мозговой штурм
Лекция действии, оказываемом наркотическими веществами. |
|
|
5 |
Завершение занятия |
"Спасибо, нет!"
Карта готовности |
Формирование умения объективного отказа |
Карта |
Принимает участие в работе – может высказать свою позицию |
6 |
Прощание |
«Я решил, что …» |
Саморефлексия |
|
Эмоциональная поддержка |
Занятие № 4. ВИЧ/СПИД: понятие, пути передачи, основы безопасного поведения.
№ |
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
1 |
Привет ствие, рефлексия |
Обмен впечатлениями о прошлом тренинге
Анкета «вход» |
Создать доверительную атмосферу. |
Анкеты |
Высказывает пожелания по дальнейшей работе. |
2
|
Работа по теме |
"Спорные утверждения"
"Степной огонь"
Лекция о ВИЧ/СПИДе, путях передачи, способах предохранения
|
Дать возможность осознать собственный взгляд на проблему, а также продемонстрировать влияние стереотипов на формирование мнений и отношений
Осознание собственной ответственности за безопасность
Дать достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе.
|
Анкеты Список утверждений
Бумага, ручки
Ватман, маркеры |
Следить за временем и реакцией группы
Учитывать эмоциональное напряжение участников |
3 |
Завершение занятия |
"Степень риска" |
Проверка и закрепление знаний |
|
|
4 |
Завершение занятия |
"Безопасное поведение" |
Приобретение практического навыка ответственного поведения в ситуации выбора |
Ватманы, маркеры |
Эмоциональная поддержка. |
5 |
Прощание |
Анкеты «выход» Обмен впечатлением. |
Завершающее осмысление. |
Анкеты |
|
6 |
Прощание |
Обмен впечатлением. |
Завершающее осмысление. |
|
Эмоциональная поддержка. |
Занятие №5. Завершение программы, подведение итогов.
№ |
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
1 |
Приветствие |
Обмен чувствами, настроение, ожидания |
Вхождение в атмосферу группы |
|
Создает настрой на предстоящую работу |
2 |
Начало работы |
«Диета хороших новостей» |
Создание позитивного настроя |
|
Обозначить начало занятия |
3 |
Разминка |
«Ресурсные незаконченные предложения» |
Создание позитивного настроя по отношению к себе |
Бумага (или бланки с незаконченными предложениями), ручки |
Поддержать поиск ресурсов собственной личности |
4 |
Обратная связь |
Анкетирование, «Ладошка» |
Поиск новых идей, подготовка ко второму этапу, позитивная обратная связь |
Бумага, ручки, анкеты |
Создание позитивного настроя, поддержание энтузиазма участников |
5 |
Прощание, обратная связь |
Обмен впечатлениями, «что дали мне тренинги» Пожелания группе и ведущим |
Осмысление изменений, которые произошли во время тренингов; позитивная обратная связь |
|
Эмоциональная поддержка, выявление желающих принимать участие во втором этапе программы |
Оценка по пятибалльной шкале (средний балл):
Работа ведущих тренинга – 4,9
Насколько оправдались ожидания от тренинга – 4,8
Удовлетворенность результатами тренинга – 5
Уровень организации тренинга – 4,9
Насколько полно и интересно были изложены и обсуждены темы:
1. Знакомство – 4,8
2. Структура тренинга – 4,9
3. Профилактика алкоголизма – 4,7
4. Профилактика наркомании – 4,8
5. Профилактика ВИЧ/СПИДа – 4,8
6. Выход из программы, подведение итогов – 4,8
Наиболее интересные и полезные для работы темы
Структура тренинга, «пирамида усвоения информации» и практика ведения группы.
Сбалансированность форм работы – участники отметили, что теории и практики достаточно
Мотивация к применению знаний на практике (средний балл, по 10-балльной шкале)
До тренинга |
После тренинга |
||
Желание ("я хочу") |
4,5 |
Желание ("я хочу") |
8,4 |
Понимание ("знаю, как") |
5,0 |
Понимание ("знаю, как") |
8,6 |
Возможность ("у меня есть") |
4,3 |
Возможность ("у меня есть") |
9,1 |
Способность, умение ("я могу") |
4,0 |
Способность, умение ("я могу") |
8,7 |
Из анализа анкет обратной связи можно сделать вывод, что участники тренинга остались довольны его результатами. Наиболее актуальной для специалистов стала тема «Структура тренинга» и темы, связанные с профилактикой социально-опасных явлений.
Разнообразие использованных форм обучения позволило разносторонне подойти к решению вопросов и дало возможность участникам получить специальные знания, умения и навыки. Тренинговые упражнения строились на рефлексии личного опыта участников, дальнейшем их уточнении и коррекции со стороны тренеров, что позволило максимально эффективно усвоить предложенную информацию. Так же этому способствовали практические занятия, которые были ориентированны на формировании практических умений, необходимых в разработке информационных кампаний.
В анкетах обратной связи участники отметили, что уровень знаний, непосредственно связанных с темой тренинга, вырос. Благодаря интерактивной форме обучения, структурированности и сбалансированности форм работы (теория, практика), информация воспринималась проще и интереснее.
Так же респонденты ответили, что 95% информации было полезным
Стоит обратить внимание на выросший процент мотивации и понимания, каким образом реализуется профилактическая деятельность. Данный показатель позволяет спрогнозировать длительную заинтересованность специалистов в продвижении профилактической работы.